Давным-давно, когда кончился совок и начались славные девяностые, мы с моим другом и соавтором обсуждали крайне раздражающие (до сих пор) разговоры о том, какая культура погибла. Сейчас эти разговоры снова в моде, особенно усердствует в некрофилии и копрофагии вполне жовиальный Дмитрий Быков. А первым был, естественно, Парфенов. Ну, и многие другие стараются.
И тогда мой друг вспомнил Константина Леонтьева с его страстью к средневековому разноцветью в противовес серой буржуазности. Да и не только его одного вспомнили мы. Банально, но появление нового всегда связано с отмиранием старого. Но не совсем банально другое: созданное рабами не оправдывает рабства. Ни одно культурное достижение не оправдывает преступной природы того режима, при котором оно появилось. А у нас постоянно делаются попытки построить иную логическую цепочку - оправдать русский тоталитаризм русской наукой, литературой, музыкой. Мол, цветущая сложность - прямое следствие цензуры и постановлений цека. Ну, а судьбы тех, кто погиб, не дождавшись "читателя, писателя, врача", - ну, бывает. Сами напросились.

Оригинал