логика эпохи Просвещения. это поколение так и не поняло, что тоталитаризм держится на нежелании самих людей "понять глубинный смысл происходящих процессов, идентифицировать социальную природу общества, осознать тоталитарный характер власти".

"Я поняла, что общественная наука является одним из наиболее естественных и опасных противников авторитарного режима, ибо она выполняет функции, не содействующие его выживанию. Ведь она позволяет людям понять глубинный смысл происходящих процессов, идентифицировать социальную природу общества, осознать тоталитарный характер власти" (Т.И. Заславская).

На одном из давних разговоров, в ходе дискуссии Здравомыслов с горечью развел руками: "До чего же измельчали нынешние социологи в своем увлечении частными, детальными описаниями повседневности". Как-то неприметно российская критическая социология, работающая с масштабными проектами, с критикой власти, сошла на обочину, уступив место политическим памфлетам и предвыборным агиткам. Как если бы, критика власти стала возможной лишь в пьяном публицистическом угаре. Один из наиболее весомых уроков, который мы можем (если сделаем усилие над собой) воспринять из биографии и судьбы Т.И. Заславской, - это осознание этоса профессии социолога. Не личный интерес, забавные сюжеты или частные истории питают социальную науку. В основе всегда остаётся служение, предание собственной судьбы исследованию происходящих социальных сдвигов, выходящих за рамки индивидуальных историй. Социология как критика авторитаризма, как критика власти не требует нахождения в позиции постоянного конфликта и борьбы. Всё, что нам нужно - это отказаться от личных привязанностей к эпатажу, складным риторическим приёмам и обессмысленного построения частного, рассчитанного на узкий круг знания. Об этом много писал Буравой, но об этом же писала Заславская, раньше, точнее, указывая не только текстами, но и позицией как нужно поступать, как принимать решения, как выбирать путь. Социология как профессия начинается с предельно этических вопросов: "для кого я начинаю исследовательский проект и формирую команду единомышленников? ради чего я отказываюсь от более комфортных и доходных занятий? что становится значимым, выходящим за пределы частного знания? каким образом я могу понимать происходящее, не нарушая приватное пространство собеседника?" Только потом наука разбивается на предмет, объект, метод. Только потом пишутся учебники, складные монографии, систематизируется в главах и параграфах предлагаемое знание. Первооснова науки - личностное знание, в котором "я" определяет ответственность за выбор и описание "происходящих процессов". Только через это социология начинает выполнять свою непосредственную функцию, становится реальным противником авторитаризма.
-- https://www.facebook.com/nizgoraev

Оригинал