в продолжение темы о вербальности и преодолении логоцентризма при неототалитаризме.
Гасан Гусейнов и не он один занят очень важным делом - изучением современного общественно-политического языка (упростим это так).
По мере сил слежу за этим и вот какое впечатление у меня складывается.
Современную вербальность необходимо изучать, принимая во внимание факторы вне вербальные, но лежащие в основе восприятия и оценки произносимого.
Прежде всего, это такой фактор, как ответственность за сказанное.
Так вот, получается, что общество тоталитарное отличалось супервербальностью - там ответственность публичного (а не публичных не было) человека за сказанное могло быть вопросом жизни и смерти. и не только за сказанное самим (Тарковский, "Зеркало"). своего рода ответственность была и у вождей: если реальность не менялась после их слов, они ничего не стоили.
демократия вербальна, поскольку подразумевает соразмерную ответственность
неототалитаризм поствербален, потому что никакой ответственности не подразумевает. все знают, что Путин с Медведевым могут говорить что угодно - к реальности это, как правило, вообще отношения не имеет. исключительно стилистическое позиционирование.
и именно это проделала прогрессивная общественность с Навальным. содержание почти всех публикаций последнего времени, посвященных наиболее одиозным его высказываниям, сводится к одному тезису: Навальный не несет ответственности за то, что говорит. Его слова - популистский прием, а не его отношение к реальности. То, что он говорит, никогда не будет воплощено.

Таким образом, летом 2013 года русская прогрессивная общественность приняла и утвердила неототалитарную систему ценностей и неототалитарную нормативность политического поведения. Оценка политика была переведена в невербальную сферу (свежая кровь, обновление, встряска, зажмем нос и проголосуем за нас, а не за него). Ложь, сознательный обман электората (это ж плебс, а не люди, вот мы - люди) и безответственность были признаны нормой.

Оригинал