наблюдая за результатами арабской весны и одновременно за навальным психозом и локальными народными возмущениями в России, вспомнил я свою публикацию января 2001 года. когда все были жутко увлечены египетскими (в данном случае) событиями
даже неудобно - опять прогнозы сбылись:
"Происходящее в Египте действительно может показать россиянам кое-что из их будущего, но это вовсе не всенародный порыв в борьбе за демократию. Наблюдая за арабским и исламским миром, мы рассматриваем общество, для которого идея народного суверенитета является если не чуждой, то чужой, возникшей в иной цивилизационной, социо- и историко-культурной среде. Уже поэтому, рассуждая о Египте, говорить о праве народа на восстание и о демократии следует с большой осторожностью.@
<…>
“Само слово “демократия”, как и “народный суверенитет”, “права человека”, неприменимо для описания устремлений бунтующей ныне массы и политических режимов, в рамках которых этот бунт проходит. И для того порядка, который может создать эта масса.
Именно в этой неописуемости арабского бунта привычными для западного общества понятиями и состоит главная параллель с современной Россией. Как ни относиться к нынешнему политическому режиму, объявлять презумпцию правоты народа в любом возможном социальном конфликте не следует уже потому, что надо сначала разобраться в значении слова “народ”. Если приглядеться и вслушаться, то получается, что под “народом” понимается как раз то, что исследователи тоталитаризма и называли массой. А совсем не то, с чем связывается понятие народного суверенитета.
Те, кто приветствует свержение нынешних политических режимов в арабских странах, ничего не говорят о том, что может прийти им на смену. А между тем весьма вероятен сценарий, по которому не придет ничего. Даже не более жесткие авторитарные режимы, даже не исламские радикалы. В арабском мире наступят времена несостоявшихся государств, на манер Судана, Сомали и еще изрядного числа трайбалистских сообществ Африки, формально имеющих признаки государств, включая членство в ООН.
И в России такое тоже весьма возможно. Виоленсия - война всех против всех. В сущности, один из вариантов неототалитарного развития, при котором атомизируется не только общество, как это было в классическом тоталитарном варианте, но и власть.
Интересно, найдутся ли те, кто назовет это демократией? Боюсь, что найдутся.”
(Источник: facebook.com)