еще раз о преподавании истории, хотя это никому не нужно. не опубликуют и не прочтут.
в 1991 году вышла у меня статья, текст которой, боюсь, не сохранился. но достаточно и заголовка, чтобы понять, о чем она. "Меж двух зол. Атеизм и клерикализм в русской истории" (похвастаюсь: тогда же в марте, накануне референдума. появился текст "Империя должна распасться", одно название которой дало повод называть меня психом до декабря того же года). За двадцать с лишним лет ничего не изменилось. Атеизм и клерикализм вместе делают общее дело - изолируют новые поколения русских от русского интеллектуального наследия, которое имеет общемировое значение. Русские интеллектуалы по-прежнему жуют все ту же шестидесятническую жвачку, все так же повторяют имена одних и тех же культовых недоучек, все носятся с Щедровицким, Ильенковым, Гефтером, Померанцем. За книгу о проходимце и лжеученом Гумилевым дают престижную премию.
Но в прошлом веке русская интеллектуальная жизнь в России, а потом в Зарубежье развивалось в рамках христианской мысли (не исключительно, но преимущественно). Вне христианского чувства и церковного сознания его не понять. Не в том смысле, что непременно надо быть воцерковленным христианином, а в том, что надо обладать адекватной исследовательской методикой. Хотя, признаюсь, сам я крестился, занимаясь историей Реформации. Осознал, что есть нечто, понимаемое только верой и в Церкви.
Кто сейчас пробудит интерес к этому наследию? очевидно, что не о. Тихон (Шевкунов). но понятно, что и не та профессура, что формировалась в перестроечные времена с их ориентацией на левую западную мысль. Вспомните, чем обернулась публикация дневников о. Александра Шмемана в России. Полное неприятие боевой православной общественности, полное безразличие агрессивных атеистов.
Вот это действительно провал. Вот это проблема. А не затейливые формулировки в школьном учебнике. Но это не agenda, которой подчинено все в современной общественной мысли. Привнесенные извне вопросы. А том, чтобы самим формировать agenda, и речи нет. Никто не понимает, как такое возможно. Мы против непреодолимой силы (властей, мейнстрима, рыночной конъюнктуры, культовых фигур, устоявшихся клише и штампов) не бунтуем. иначе, по Дмитрию Быкову, мы все дураки, раз покушаемся на общепринятую аксиоматику
(Источник: facebook.com)