"Убежден, что перелом в русской идентичности и в отношении русских к другим народам произойдет лишь после пересмотра не каких-то формулировок и определений, касающихся октябрьского переворота и его последствий, а при принципиально ином взгляде на эту часть истории. Русское историческое сознание — как массовое, так и более высокого уровня — оставляет без внимания все, что происходило в будущих союзных республиках. И даже в странах Балтии и Финляндии. Эту составляющую переворота и гражданской войны даже маргинальной не назовешь. Ее просто нет для русских."
<...>
"Участь украинской культуры и истории была незавидна. Имена Петлюры и Бандеры были для нескольких поколений русских интеллигентов синонимами злейших врагов человечества. Можно говорить даже о демонизации части украинской истории.
И это сочеталось с отношением к украинцам как к младшим братьям, не совсем полноценным русским. Оно усиливалось за счет интеграции украинской политической и экономической элиты в союзную. Любая карьера в империи, не только политическая, связана с положением, которое отводится народу в этой империи. В Советском Союзе фактического равенства не было — украинская самобытность по умолчанию считалась самой опасной. Тут большевики, сами того не зная, полностью разделяли позиции Георгия Федотова. Поэтому и возникла ситуация, при которой часть украинской элиты продолжала оставаться ориентированной на Россию и после обретения независимости.
То, что русские не считали Декларацию, результаты референдума и новую украинскую государственность чем-то настоящим и серьезным, понятно. Но все эти годы на сходных позициях оставалась и часть украинского общества. Какая именно часть — вопрос важнейший и острейший. Но, к сожалению, украинские социологи не дают на него ответа.
Политическая элита, которая почти не обновилась после отзыва Януковича и его приближенных в Москву (я уверен, что его бегство — часть кремлевского плана дестабилизации Украины, а вовсе не достижение революции, которой не было), совершенно точно чувствует себя в России комфортнее, чем в Украине. И не только для русских Декларация-91 и все, что за ней последовало, не более чем условность, один из ходов в разборках с Москвой, предмет торга.
Вот в том, что независимость, суверенитет, государственность могут быть предметом торга, — главная опасность для Украины. И это главный резерв Путина в его стремлении уничтожить Украину как самостоятельное государство. Его мотивы — другая тема. Но его решительность и целеустремленность бесспорны, а потому никакими переговорами, уступками и компромиссами его не остановить".
http://www.day.kiev.ua/ru/blog/politika/o-rezerve-putina
[Ссылка]