Написано десять лет назад. Но, похоже, актуально:

"Очередная попытка построить в России цивилизованное государство провалилась. Сформировалось нечто филиппинско-индонезийское, если иметь в виду худшие времена этих стран. Нечто клановое, земляческое - смешное и неприличное. Заклинания об удвоении (а можно и другую цифру придумать) ВВП, о борьбе с бедностью и прочее, прочее - все это даже не смешно. Вывод прост и ясен: при оценке действий нашего государства нельзя исходить из того, что у него есть собственно государственная мотивация. Не надо отождествлять интересы людей во власти с государственными. Не надо... Много чего не надо. Но что же надо? Как? Зачем?
Да, государство мертво, его нет, на его месте разукрашенный фасад. Причем разукрашенный тяп-ляп, халтурно. Государственные телеканалы превращаются в бальзамировщиков, лепящих образ несуществующей власти, от которой исходит тяжелый тюремный запах. Но мы-то живы, живы, как говорилось в одном (масс)культовом романе. И только ради нас самих и стоит вести разговор об окружающем мире".
<...>
"Власть подобна той серой букашке, о которой запретили думать художнику во время работы. Так он ничего и не нарисовал - только о ней, серенькой, и думал".
<...>
"Вот простая событийная линейка: Вальпургиева ночь, объединившая Европу и напомнившая об углубляющейся провинциализации России. Первая победа над сепаратизмом, одержанная Михаилом Саакашвили и оттенившая немочь нашей власти. Это вне России. А у нас гибель Кадырова, речи об отмене персональных выборов в Думу - исключительно по партийным спискам, чтоб вообще лиц не различать, да очередной сюрприз Госкомнаркопсиха - запрет держать в военных аптечках промедол. Это уж убийственно не для собак и кошек, как в случае с ветеринарами, а для собственных солдат.
Нет, не получается забыть о серой букашке. Она заботится о том, чтоб ее не забывали. Причем, в отличие от времен советских, подлинно имперских, в закордонном мире ей о себе напомнить нечем. Вот и сложилась уникальная политическая конфигурация - империя, обращающая экспансию внутрь себя".
<...>
"Однако забыть о букашке надо. Что вести осмысленную жизнь, надо исключить из числа значимых ее элементов все бессмысленное, включая и бессмысленную власть. Предыдущие поколения кухонных мыслителей так и потратили жизнь на самолюбование. Еще бы! "Рост Эллочки льстил мужчинам", цвет и размеры серой букашки приятно оттеняют каждого из нас. Ну и что дальше? Не много ли чести для насекомого служить нам фоном?".
<..>
"Вся борьба с бедностью обернется борьбой с богатыми, чье богатство присвоят другие богатые, - будет идти борьба неократов с нуворишами. Обществу же, как предупреждают, останется только одна форма протеста - бунт. Власти, кстати, очень выгодный: тогда уж точно все с кухонь побегут под ее защиту.
И все же не надо думать о серой букашке! Даже в этакой крайности лучше всего озаботиться собственным выживанием, что и делали прежние поколения советских людей - те, кому достались не кухни, а бараки, не НИИ, а окопы. А уж если до крайности не дойдет - тем более не стоит, особенно если заниматься политикой или осмыслением таковой. Эти предметы требуют иного фона и иного уровня, соотнесенности с ценностями, а не с задачами удержания власти. Нечто большее - вот что потребно людям для нормальной жизни, и чтобы его разглядеть, надо забыть про серую букашку".
http://old.russ.ru/columns/pdelo/20040514.html

[Ссылка]