даже самые ужасные времена обогащают знания людей о себе самих, о других людях, о мире.
у интеллигенции всегда в ходу был штамп о двух Россиях. в самом пошлом виде он представлен в стихах Евтушенко о похоронах Ахматовой. в них он продемонстрировал полное незнание и непонимание ее поэзии и жизни. впрочем, неточно. это было массовое, мейнстримное толкование .
применяется это клише и в связи с другим. недавно один достойный поэт сказал, что публичное чтение списков репрессированных, в которых большинство составляют так называемые простые люди, возвращает ему другую Россию, убитую Россию.
красиво, да. но вот если параллельно читать более короткий, но чуть более подробный список убивавших и доносивших, то там будут такие же простые люди. взятые на службу и нет. соседи по коммуналкам, писавшие доносы с намерением расширить жилплощадь. они жили в таком же коммунальном и барачном аду, как и убитые. да и рядовые вертухаи после расстрелов возвращались в такой же ад.
а сейчас никак не получается две России. сейчас вся страна едина в конфронтации со всем миром. пипл хавает все, что ему говорят об Украине, схавает такое же о любой другой стране и любом другом народе. вот он - эль пуэбло унидо, который непобедим. и непоколебим в своих представлениях о себе самом и мире.
но до сих пор находятся приверженцы концепции двух Россий. оно и понятно: русская интеллигенция должна себя чувствовать особым народом, призванным вести и просвещать. правда, я недавно рассказал, какую реакцию у писателей и интеллектуалов вызывает вопрос, с чем они собираются идти в народ, о чем ему рассказывать и куда вести. ответ абсолютно совковый: мы не обязаны перед вами отчитываться.
эти люди и подобные им весьма часто утверждают, что нынешнее состояние дел - ерунда. решается просто. народ, мол, можно будет перепрограммировать за две недели, заменив нынешние клише на светлые идеалы демократии и толерантности.
ну и чем они лучше тех, кого сами обвиняют в зомбировании? хуже, потому что глупее их.
их собственный опыт второй половины восьмидесятых и девяностых годов показал, что светлые идеалы не могут быть привнесены в общество самой мощной и изощренной пропагандой. и ведь это было ясно еще в позапрошлом веке после провала хождения в народ.
зато манипулирование частью народа, прямой обман его (декреты о мире и земле), переворот малыми силами с последующими репрессиями против конкурентов (в первую очередь) и намеренно развязанной гражданской войной - вот это наше все. и это путь к настоящему единству России, основанному на том, что палачи и жертвы постоянно меняются местами. ничего нового, кстати, со времен Византии и русского самодержавия.
и те, кто надеется перепропагандировать народ, стремятся к участию в этой ротации, то есть к воспроизводству все той же системы.
а те, кто собирается просвещать народ, приобщая его к культурке и искусству, избегая разговоров о крымнаше и войнах против Украины и Грузии, игнорируют то, что в России уже сложилась определенная эстетическая система. тоталитарная. и к ней либо приспосабливаться, либо просвещать по-настоящему, ничего не боясь и ничего не замалчивая.
ее не было совсем недавно, но сейчас она царит в массовой культуре, где сериал заменяет новости. а новости преподносятся как сериал.
и снова история: знакомство с Шиллером, Гете, Дюрером, великой музыкой совсем не мешало их почитателям следовать создавать третий рейх. напротив, немецкая культура (за некоторыми вполне понятными исключениями) освящала великие замыслы немецкой нации. совершенно напрасно сводить культурную политику нацизма к кострам из книг, борьбе с дегенеративным искусством и монументальному официозу.
так что, господа просветители, как сказал командир экипажа в моем любимом фильме "Хроника пикирующего бомбардировщика", у них сейчас не Дюрер, у них сейчас фюрер.
и без откровенного разговора о фюрере, Судетах и расовой теории все ваше просвещение - большая помощь вождю нации. единой как никогда.
[Ссылка]