Давно уже сравнил Суркова с Бухариным, имея в виду и его перспективы.
Сейчас на него наезжают. Обычная история. Тот, кто делает что-то полезное для вождя, должен исчезнуть. Исчез Березовский, приведший Путина в Кремль. Исчез Сердюков, подаривший ему боеспособные части, захватившие Крым.
А Сурков подарил Путину нечто, может быть, более серьезное. Это не молодежки, хунвэйбины не пригодились. Хотя на них он отработал не идеологию, а нечто более глубокое и значимое - систему ценностей, легшую в основу новой корпоративности. В основе ее консумизм. Иногда это называлось прагматическим патриотизмом, но это для дурачков.
Для умных же людей - это отождествление успеха с привластным статусом. Прежде всего. Деньги тоже, но они следствие статуса.
В общем-то это зачатки корпоративного государства, возникновение корпорации статусных интеллектуалов, журналистов, писателей, художников, режиссеров.
Всех их мы видели на фото с недавних светских тусовок, так поразивших людей, для которых гражданская позиция - не пустой звук.
А все очень просто. У Венедиктова и Леонтьева такой позиции не может быть. Есть ее имитация, которая обозначает их место внутри единой корпорации, созданной во многом усилиями Суркова.
Надо отдать должное - он допустил в нее действительно тех, кто может влиять на общественное мнение, повести людей за собой.
Может, но не будет это делать. Ибо он потеряет тогда место в корпорации. И - круг замыкается - для потенциальных ведомых станет лузером, фриком и юродивым.
Нечто подобное проделывали с арт-тусовщиками и частью интеллектуалов Троцкий с Бухариным. Сталин, однако, предпочел избавиться и от них, и от тусовщиков. Выжили единицы.
[Ссылка]