еще во время первой антигрузинской этнической чистки я задал в ЖЖ риторический вопрос о русско-грузинских культурных связях. как жить без... ну, список огромен, начиная с могилы Грибоедова.
прибежавший гопник бодро ответил: а нам ничего это не нужно.
и вот тогда я понял еще одно существенное отличие нынешнего русского тоталитаризма от его коммунистического предшественника.
при советской власти было по меньшей мере два культурных постулата. первый - советская культура является высшей формой мировой культуры и признает высшие культурные достижения человечества. второй - советская культура интегрирует национальные культуры народов СССР, стран социализма и вообще все лучшее.
теперь же по отношению к мировой культуре и по отношению к собственному прошлому звучит то самое "не треба", которое было редакторским приговором Мандельштаму, сделало его, по выражению одного моего френда, не-лицом.
но механизм другой: не пролеткультовский, не союзписательский тридцатых и не послевоенное создание канонов. "не треба" все, что выходит за рамки массовой культуры. и то, что не впишется в тематические рамки, которые сейчас создаются, например, для кинопроката.
и никаких претензий на нечто высокое и вечное. нет даже культа классики (разумеется, отобранной и канонически толкуемой), как в позднесталинские времена. вспомните, как всех нас раздражало помпезное двухсотлетие Пушкина и как незаметно прошел юбилей Лермонтова, не говоря уже о грибоедовской годовщине.
хотя уж посла русского императора, героически погибшего при выполнении своей миссии, могли бы помянуть. чай, патриоты.
[Ссылка]