еще о Германии.
все время возвращаюсь к образцовому эпосу "Падение Берлина". там есть две выдающиеся актерские работы, два трагических эпизода: кинодебют Кенигсона в роли несчастного Кребса и хрестоматийно известный финальный проход Анджапаридзе в роли матери погибшего немецкого солдата.
идеологические рамки исключали трагическую трактовку всего, что было связано с победителями. поэтому и получались актерские шедевры, вроде того, что был у Фрица Дица в "Освобождении", хотя фильм этот - убогое подражание шедевру Чиаурели.
и это было проклятием для всего советского искусства, не только для кино. и лишь когда удавалось преодолеть этот запрет, получалось нечто настоящее. даже переснятый финал выдающегося фильма "Звезда" не смог его испортить. то же касается немногого другого, что осталось навсегда.
но я не только об искусстве. о трагедии немецкого народа я слышал с детства от воевавшего отца, включая его рассказы о пребывании деда в плену. как я уже не раз говорил, папа считал "Обыкновенный фашизм" фильмом опасным, преуменьшающим силы и возможности нацизма, посвященным скорее советскому строю.
теперь я, кажется, понимаю, почему он так часто говорил о немецкой трагедии, что было и у Копелева, Льва Гинзбурга, Елены Ржевской, Александра Галкина. все они понимали, чувствовали, но ясно и определенно так и не сказали: подобная трагедия ждет и русских.
ждет. теперь это очевидно.
и еще одного ясно и определенно не сказал никто. цена победы над немецким тоталитаризмом - превращение в мировую силу тоталитаризма русского и его многолетний симбиоз со свободным миром. симбиоз, именовавшийся мирным сосуществованием, разрядкой, новым мышлением.
в книге у меня об этом есть. но неприятная это тема.
P.S. и смешное, о чем уже говорил. от эпоса нельзя требовать исторической достоверности, но все же марш Мендельсона на свадьбе Гитлера в "Падении Берлина" - это очень смешно. так же смеялся несколько лет назад на Пуриме в ЕКЦ, где в финале дети штурмовали крепость из леденцов и прочих приятностей под "Полет валькирий".
[Ссылка]