банальность зла - умозрительное построение философа, пренебрегающего предметным знанием. это было ясно уже при первой публикации книги Арендт. на самом деле, была и есть одухотворенность зла, одержимость. Циклон Б стал применяться по инициативе заместителя коменданта Освенцима, одобренной Эйхманом. комендант и его зам придумали и конструкцию газовой камеры. и это только один пример.
да, очевидно, что Арендт не видела разницы между бюрократией в правовом государстве и в тоталитарном образовании (вывод не мой). но есть еще вот что. история Холокоста показывает, как рационализация общественного устройства, являющаяся главным мотивом при переходе социума к тоталитаризму, порождает Абсурдистан. мы проецируем на двадцатые - начало тридцатых знание о том, что было в сороковые. не избежала этого и Арендт, много чего напутавшая в попытках рационализировать юдофобию. но изначально главным было всеобщее недовольство институциональной немочью Веймарской республики. Антисемитизм даже Хануссену и многим другим казался допустимым орудием сплочения нации, предвыборным ходом. потом возникла иллюзия, что все ограничится нюрнбергскими законами. и так далее.
массовое уничтожение развернулось как часть тотальной войны, оно отвлекало массу сил и средств от фронта, было, по существу, истощающим, но неостановимым.
и в этом одна из главных черт тоталитаризма. он всегда начинается с уничтожения демократических институтов с целью их рационализации в интересах масс. в этом смысле, он, безусловно, продолжение демократии. но любое идеологическое оформление переходит в противостояние всему миру, в уничтожение иного и суицид.
ждем, наблюдаем.

[Ссылка]