"Существует позиция, представленная в медиа-среде главным редактором радиостанции «Эхо Москвы» Алексеем Венедиктовым, а в академическом сообществе — автором нескольких учебников по истории средних веков, медиевистом Михаилом Бойцовым. Оба они сходятся на том, что в эпоху коммуникационной революции учебник не будет являться единственным источником информации, что эта затея провалится, если не отключат Интернет и... Стоп!
А какая именно затея? Вот с ответа на этот вопрос и следует, по моему мнению, начинать рассуждения о проекте, содержание и смысл которого вовсе не сводится к тому, чтобы школьники думали так, как им предписывает учебник. Странно, что об этом не задумался медиевист Бойцов, чья специализация — политические ритуалы в средние века.
Задача системы образования — не столько усвоение человеком знаний, сколько его социализация. В позднесоветские времена никто не обольщался насчет того, что на самом деле думают о русской истории и советской действительности школьники и студенты. Но они знали — без участия в ритуале повторения лжи, что требовало внутреннего двойничества, у них не будет шансов войти во взрослую жизнь полноценным человеком. Это для школьников. А для студентов еще хуже — не работать инженеру (физику, химику, врачу), не пройдя инициационный обряд на экзамене по научному коммунизму.
Подлость проекта Путина как раз в том, что все — учителя, ученики, родители — будут знать и понимать: в учебниках есть ложь и оценки, несовместимые с представлениями о морали. Но родители будут просить учеников не подставляться (пять минут позора и вся жизнь — разве можно сравнивать), ученики, посмеиваясь или стыдясь, будут повторять, а учителя делать вид, что воспринимают все всерьез.
Целью советской школы, в частности идеологических дисциплин, было вовсе не усвоение коммунистической идеологии, а воспроизводство хомо советикус, для которого нормой является двойничество, отсутствие любых убеждений, приоритет социальной адаптации в мотивации общественного поведения.
О тех, кто сознательно делал и делает ложь своей профессией, речь не идет. Там все понятно.
Да почему же непременно ложь? Что за предвзятость?
Да потому, что мы не дети. Видим, что происходит в стране, знаем, какие зубры взялись за учебники. И понимаем генеральную линию, знаем общую идею учебника, его цель.
Путин сказал чистую правду: учебник должен стать основой исторической легитимности его режима и той национальной русской идентичности, которая нужна этому режиму и которую он воспроизводит. И центральным является вопрос об отношении к истории России в двадцатом веке, к преступлениям советского режима. Сверхзадача — оправдать их тем, что только их посредством можно было сохранить русскую идентичность:
Десятки миллионов истребили,
Чтоб русские остались тем, чем были.
Вот именно это и нужно утвердить нынешнему кремлевскому режиму. Мол, «чем были» — это единственная возможность сохранения русских.
Критиковать единый учебник нет смысла. Ему следует противопоставить не альтернативу, не дистиллированный учебный текст, а концептуально иное видение современности — в первую очередь современности — и истории. Обозначить те явления, процессы и факты, которым не будет места в издании.
Здесь уместно назвать принципиально важные темы и события. Не претендуя, естественно, на законченность данного списка..."
http://www.day.kiev.ua/ru/article/podrobnosti/nado-deystvovat-na-uprezhdenie
(Источник: facebook.com)