ставка власти на массовую культуру обозначилась еще до Путина, стала главной при Суркове и дала результаты ныне.
главный результат - изоляция нынешнего культурного процесса от исторического контекста. все опять с нуля. недаром свою статью двадцать лет назад я назвал "Возвращение в контекст". это было главной задачей. и против этого был направлен главный удар и власти, и общества, которое адаптировало культурное и историческое наследие страны и мира к своему уровню, выключая его из имманентных ему связей.
главным вульгаризатором является, безусловно, Дмитрий Быков, который под видом культуртрегерества торгует весьма ходовым товаром - иллюзией простоты и легкости трактовки достижений литературы (прежде всего) без знания всего контекста их бытования. это можно назвать обывательской писаревщиной, ибо критерии, имманентные литературе и другим искусствам, вообще не присутствуют в его многословии. а слов много потому, что каждый раз текст говорится и пишется вне связи с предыдущими - как быковскими, так и других авторов. обилие слов компенсирует отсутствие коннотаций, ассоциаций, контекстуальности, свойственных самому Быкову и переносимых им на всех, о ком он говорит.
так же объясняется и пустая многословность Гефтера, Померанца, всех тех, кто соотносит себя с культурным, литературным, интеллектуальным, да и историческим процессом как сторонний наблюдатель, вуайерист, а не соучастник. но именно это и есть позиция мейнстрима, позиция человека массовой культуры, вне исторического и культурного контекста, живущего только здесь и сейчас, без связи с прошлым и настоящим.
[Ссылка]