"В русской культуре так и не заработал механизм формирования новой идентичности, которая отождествляла бы национальные интересы с национальным демократическим государством. Вместо этого при смене элит и при всех социальных переустройствах — гибели целых классов и сословий и возникновении новых — любые идеологические построения призваны заместить те перемены, которые могут быть названы модернизацией идентичности.
Вот только генетически это никак не объяснить, хотя очень хочется. Нет в истории и культуре никаких генов, действующих вне воли и сознания людей. Воспроизводство одних и тех ментальных конструкций — вербальных и довербальных — оформленных в соответствии со стереотипами массового сознания и доминирующей в разные времена культуры (ныне — массовой), всегда на совести конкретных людей. Их имена бывают известны и неведомы, но это их ответственность, а не таинственной национальной ДНК.
В какие бы одежды ни рядилась русская власть, она столетиями остается, прежде всего, русской.
<...>
Сейчас, наконец-то, прямо и открыто говорится, что демократия и либерализм разрушают русскую идентичность. Последнее слово, конечно, употребляется в не самых широких аудиториях, но звучит открыто. Об это признание разбиваются все похожие на заклинания аргументы, что русский путь — это путь в никуда, в прошлое, в сторону от цивилизованного мира. К чему разоблачения, если разоблачаемый спокойно отвечает: да, это так, ну и что?
И если бы русские отправились в свой особый путь сами по себе, то от этого пострадало бы незначительное число отщепенцев и изгоев среди них самих. Но идентичность, которой может повредить демократия, включает потребность в постоянной экспансии. В идеале — в навязывании русской модели как можно большему числу народов во всем мире. В нынешних обстоятельствах — в том, чтобы не допустить формирования национальных государств у своих соседей"
<...>
"Что касается Путина, то война для него — средство для достижения сговора элит, согласия украинской элиты, опирающейся на значительную часть украинского общества — об этом нельзя забывать — на нынешнее состояние Украины, согласовывающей условия Евроассоциации с Кремлем. То есть на ограничение национального суверенитета.
Это значит, что говорить о войне Украины с Россией, противопоставляя ее миру как иному состоянию, никак нельзя. Не получается так: сегодня воюем, с четырех часов утра не воюем. Все вместе, вся политика России по отношению ко всему миру — война. Гибридная война, как назвали ее в НАТО. Или итерационная, по определению украинского исследователя Виктора Скорика, когда уступки со стороны противника достигаются шаг с шагом сочетанием силовых методов, подкупа, шантажа, обмана, пропаганды и прочего.
И все это в самую первую очередь вызвано потребностями внутреннего управления, сохранения и укрепления власти внутри России, консолидации ее населения. Главное — не допустить модернизации самой России, трансформации русской идентичности.
Заинтересовано в этом сдерживании множество людей, вовлеченных в планомерную работу, направленную на деградацию русской нации. Они и составляют партию войны, которая складывалась в России еще в последние годы существования СССР. И это интеллектуальное ядро нынешнего режима куда опаснее и гаже тех, кто на поверхности"
http://www.day.kiev.ua/ru/blog/politika/voyna-kak-mir-mir-kak-voyna
[Ссылка]