могло создаться впечатление, что я попрекнул Кирилла Серебренникова его фаворитизмом у Суркова, а сейчас злорадствую. это не так.
в перестроечном угаре меня отрезвили два высказывания. Первое принадлежало Эрнсту Неизвестному, который сказал: что вы всё власть поносите как абсолютное зло? Монументальная скульптура без нее никогда бы не возникла и не развивалась бы. Вспомните хотя бы Медичи. И с архитектурой то же самое.
Дело же не в сотрудничестве с властью, а в том, что остается от этого сотрудничества. И далеко не всегда оставшееся властью принимается, как пляска опричников Эйзенштейна-Прокофьева, как театр Мейерхольда в буденовке, как многое из сделанного Мольером.
В прошлом веке, хотим мы или не хотим, были созданы тоталитарные шедевры. Иногда совершались технологические прорывы. В самом широком смысле - в технологии стихосложения, сценографии, киномонтажа, архитектуры. Кроме брутального нацизма и эклектичного совка был еще эстетский итальянский фашизм.
Так что все дело в том, о чем было второе отрезвляющее высказывание. Владимир Максимов, посещая Россию, сказал, что ему все цитируют басню о лягушке в кувшине с молоком. Мол, барахтаемся, как можем, общее дело делаем. Но у писателя возникли сомнения: а молоко ли это?
Вот в зависимости от того, в чем барахтается художник, и следует, на мой взгляд, оценивать его сотрудничество с властью.
[Ссылка]
в перестроечном угаре меня отрезвили два высказывания. Первое принадлежало Эрнсту Неизвестному, который сказал: что вы всё власть поносите как абсолютное зло? Монументальная скульптура без нее никогда бы не возникла и не развивалась бы. Вспомните хотя бы Медичи. И с архитектурой то же самое.
Дело же не в сотрудничестве с властью, а в том, что остается от этого сотрудничества. И далеко не всегда оставшееся властью принимается, как пляска опричников Эйзенштейна-Прокофьева, как театр Мейерхольда в буденовке, как многое из сделанного Мольером.
В прошлом веке, хотим мы или не хотим, были созданы тоталитарные шедевры. Иногда совершались технологические прорывы. В самом широком смысле - в технологии стихосложения, сценографии, киномонтажа, архитектуры. Кроме брутального нацизма и эклектичного совка был еще эстетский итальянский фашизм.
Так что все дело в том, о чем было второе отрезвляющее высказывание. Владимир Максимов, посещая Россию, сказал, что ему все цитируют басню о лягушке в кувшине с молоком. Мол, барахтаемся, как можем, общее дело делаем. Но у писателя возникли сомнения: а молоко ли это?
Вот в зависимости от того, в чем барахтается художник, и следует, на мой взгляд, оценивать его сотрудничество с властью.
[Ссылка]